аренда коттеджей |
свадьбы юбилеи |
банкеты фуршеты |
концерты балы |
конференции переговоры |
рестораны залы |
История Константиновского дворцаЗадумав создать в Стрелиной мызе «Русскую Версалию», Петр 1 очень внимательно подошел к выбору ее проекта. Из варианта, представленного Карло Растрелли, он принял лишь идею разместить главенствующий в ансамбле дворец на прибрежной возвышенности за сбегающим к заливу парком. Великий француз Жан Леблон, единственный, получивший от Петра чин генерал-архитектора, предложил возвести на круглом острове напротив дворца Замок Воды с величественным каскадом и расчертить регулярную часть парка сетью каналов и аллей. Но внезапная смерть мастера помешала реализации этого замысла в полной мере. Проект, заказанный Себастьяно Чиприани, показался слишком грандиозным и дорогостоящим даже склонному к размаху императору. Высочайшее одобрение получил, наконец, проект ансамбля Николло Микетти. В 1720 году, когда работа над разбивкой парка шла уже полным ходом, был заложен первый камень Большого дворца. Ко времени отъезда итальянского зодчего на родину, интерес императора к Стрельне угас. Помыслами монарха безраздельно завладело успешно продвигавшееся строительство морской летней резиденции в Петергофе, поглощавшее все средства. С кончиной Петра сооружение стрельнинского дворца замерло, в царствование Анны Иоанновны он горел. Прозябание особняка длилось вплоть до восшествия на престол Елизаветы Петровны. Ее любимцу, крупнейшему мастеру позднего барокко Барталамео Растрелли (сыну первого проектанта ансамбля) нехватка времени и средств также не позволила закончить стройку. Но общее решение величественного дворца уже оформилось. Сквозная тройная аркада прорезала центральную часть здания, имевшего два флигеля. Его подножие образовала широкая терраса с аркадами грота. В постоянно обновлявшемся Нижнем парке Растрелли возвел пилоны, кроме декоративного эффекта выполнявшие функцию караулок. Еще сорок лет дворец, способный вместить весь царский двор, простоял пустым и бесхозным. Лишь его подвалы использовались под хранилище токайских вин. Новый император Павел 1 подарил Стрельнинскую мызу своему второму сыну Константину. Превращение забытого богом и монархами ансамбля в великокняжескую резиденцию вернуло ему жизнь. Предложение архитектора Вильстера перестроить дворец в классицистическом стиле не встретило поддержки у Константина Павловича, чтившего петровские традиции. Выдающийся зодчий Андрей Воронихин бережно отнесся к облику фасадов при ремонте здания. Наконец-то оно получило законченное декоративное убранство интерьеров. Однако от страшного пожара в декабре 1803 года пострадала большая часть особняка. Повторную реконструкцию проводил плодовитейший архитектор Луиджи Руска. Он заложил основные объемно-пространственные решения и осуществил внутреннюю отделку дворца, с разной степенью эволюции сохранившиеся вплоть до Великой Отечественной войны. Надстроенная башенка бельведера над центральной частью здания придала ему законченный силуэт. В парке появились новые пруды, были расчищены каналы и аллеи. Константиновский дворец стал не только архитектурной доминантой Стрельны, но ее административным и культурным центром. Цесаревич, с детства тяготевший к военной службе, из-за постоянных войн бывал в своем поместье не так уж часто. После морганатического брака, потеряв права на Российский престол, он с 1815 года поселился в Варшаве фактическим наместником царства Польского, и 16 лет управлял имением оттуда. После скоропостижной смерти Константина Павловича, не имевшего законных наследников, усадьба указом Николая 1 перешла к малолетнему Великому Князю Константину Николаевичу. Впоследствии второй сын императора показал себя крупнейшим государственным деятелем, реформатором русского флота, активным помощником старшего брата царя-освободителя Александра II в деле коренного переустройства страны. Очередной реконструкцией дворца, приуроченной к свадьбе Великого Князя, руководил сначала Христиан Мейер, затем знаменитый зодчий Андрей Штакеншнейдер. Кроме ремонта фасадов, непревзойденный мастер эклектики существенно изменил планировку и убранство интерьеров в соответствии с новыми представлениями об эстетике и комфорте. Серьезные работы развернулись в парке. Рядом с плотиной Большого дворцового пруда был построен ледник в виде романтического грота, а за Конюшенным корпусом появилась Кузница. Внутри Сельского домика, или иначе Мельницы, находилось водяное колесо. С балкона павильона открывался замечательный вид на каскад прудов. Все пять мостов через каналы были усовершенствованы, они получили каменные опоры и новый рисунок ограждений. Вдоль морского берега проложили дорогу, на высокой пирамиде из туфа вырос бюст Петра 1. К западу от Константиновского дворца был разбит собственный садик жены владельца, Александры Иосифовны, с прудом и купальней в помпейском стиле. Великая Княгиня, внешне похожая на Марию Стюарт, приложила немало сил, чтобы сделать загородное место прибывания своего многочисленного семейства приятным. Для императорских внуков предназначался так называемый Детский садик, имевший деревянные домики, гимнастические снаряды и настоящую корабельную мачту. На краю парка был построен Конюшенный корпус. С самого начала в ансамбле заметное место занимали оранжереи, впоследствии на их основе открылась Стрельнинская дворцовая школа садоводства, отличавшаяся высокой квалификацией выпускников. Летом весь дворец утопал в цветах и был уставлен сотнями горшков и кадок с экзотическими растениями. В связи с тем, что из-за гулявших по зданию сквозняков дети нередко болели, пространство между колоннами в тройной аркаде было застеклено. В Константиновском дворце кипела светская и культурная жизнь. Постоянно проводились концерты и спектакли, в которых зачастую участвовала вся семья владельцев. На балах бывали такие знаменитости, как Николай Римский-Корсаков, Антон Рубинштейн, Михаил Балакирев. В августе 1858 года во дворце родился Константин Константинович будущий начальник всех кадетских корпусов, Президент Академии наук, известный поэт, переводчик, драматург, подписывавший свои произведения крептонимом «К.Р.». Всю жизнь он носил на груди ладанку с землей Стрельны, своей малой родины. Спустя два года здесь же появился на свет и следующий владелец усадьбы Великий Князь Дмитрий Константинович. Этот бравый кавалерист и женоненавистник, председатель ряда благотворительных обществ, был гостеприимным хозяином. Летом и осенью во дворце проживала большая семья его старшего брата, здесь находились также покои их сестры, греческой королевы Ольги Константиновны. В усадьбе она останавливалась, посещая Россию. За предреволюционные четверть века дворец менялся мало. Проводились работы по его приспособлению для изменившихся условий быта и хозяйственных нужд, было осуществлено водоснабжение, в комнатах появились телефон и электричество. На прежнем месте воссоздали домовую церковь во имя Святых Константина и Елены. В стенах особняка нередко бывали великие люди России: Иоанн Кронштадтский,, писатель Федор Достоевский, певец Федор Шаляпин, поэты Александр Блок и Анна Ахматова. После Февральской революции 1917 года с согласия владельца, почти потерявшего зрение, в здании разместились питомцы местной гимназии и лазарет для раненых воинов. Октябрьский переворот стоил жизни Дмитрию Константиновичу и положил начало процессу гибели его усадьбы. Сначала дворец занимала трудовая школа-колония, затем его приспособили под санаторий для нервных больных, перед самой войной в перепланированные великокняжеские покои вселились военные командные курсы. Все ценности и произведения искусства к тому времени были уже вывезены из дворца. В ходе боевых действий на Ленинградском фронте Константиновский ансамбль претерпел невосполнимый ущерб. Выгорели и обрушились междуэтажные перекрытия и внутренние конструкции дворца, стены фасадов изуродовали многочисленные выбоины от пуль и снарядов. Были уничтожены сотни деревьев и декоративных кустарников. Концепция восстановительных работ в послевоенные годы ориентировалась на период Луиджи Руска. Приспособленный под учебный корпус Арктического училища особняк внешне выглядел благополучно, но от былой внутренней планировки фактически не осталось и следа. После закрытия училища наступает десятилетие тщетного поиска инвесторов для ремонта находившегося в аварийном состоянии здания. Еще несколько лет, и оно превратилось бы в огромную кучу строительного мусора. Благодаря обращению жителей и интеллигенции Санкт-Петербурга к новому президенту Российской Федерации и политической воле Владимира Владимировича Путина, в 2000 году Константиновский дворцово-парковый ансамбль был взят на баланс Управления делами Президента, а в следующем году получил статус государственного комплекса Дворец конгрессов. Начались грандиозные восстановительные работы. |
|
198515, Санкт-Петербург, |
Аренда коттеджей :: Конференции, переговоры Банкеты, фуршеты :: Свадьбы, юбилеи :: Концерты, балы :: Рестораны, залы |